Воскресенье, 17.12.2017, 14:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

"Время жить, время творить!"

Сайт кафедры гуманитарных наук гимназии №12 г. Липецка

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Архив записей
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Научная школа: шедевры педагогики



В данном разделе нашего образовательного ресурса Вы можете ознакомиться с информацией об образовании в Липецке и его лидерах. Вы также можете скачать материалы из Липецкого педагогического опыта.

Комментарий главного редактора


Липецкий опыт повышения эффективности обучения заявил о себе на всю страну в 60-е годы прошлого века. У истоков «липецкого опыта» стояли думающие, ищущие педагоги: Москаленко, Горская, Лаптева, Нечаев, Лисюк, Провоторова, Козлова, Кузнецова, Кочерина, Шмаков. Список можно было бы продолжить. Возглавил эксперимент Константин Александрович Москаленко – педагог-новатор, ветеран войны, участник 

Парада Победы на Красной площади. Липецкие  педагоги-новаторы раскрепостили урок, увеличили время на занятиях для самостоятельной работы, ввели комментированное письмо, начали использовать поурочный балл, сократили задания на дом. Учитель превратился в творца,  а ученик – в активного участники учебного процесса. Детей необходимо учить на уроке, не рассчитывая , что они доучатся «потом»,при выполнении домашнего задания. Без «липецкого опыта «невозможно представить сегодня учебный процесс. Уроки – семинары, уроки-лекции, комментированное письмо, поурочный балл вошли в плоть и кровь современной школы. Нынешние педагоги не задумываются, что они преподают «по- липецки». Так распространенная сегодня распашная доска впервые появилась именно в Липецкой области! Опыт липчан получил одобрение на государственном уровне, его начали внедрять в практику работы учителей по всей стране. Всё, что когда-то было экспериментом, новаторством, стало нормой. Традициям основоположников  «липецкого опыта»   Константина Александровича Москаленко, Галины Ивановны Горской  следуют подвижники современной российской школы. Материалы о «липецкой школе» скрупулезно на протяжении многих лет собирал и воплотил в книгу «У истоков липецкого опыта»  заслуженный учитель школы РФ, доцент Владимир Ефимович Тонких, который 18 лет возглавлял образование области. Педагоги гимназии №12 с благодарностью восприняли высокую оценку деятельности гимназии,  высказанную В.Е. Тонких  в интервью в региональных СМИ. Ведь в гимназии  успешно учится  и  увлеченно занимается творчеством, общественной деятельностью его внучка Калина. Среди истинных профессионалов, новаторов, подвижников, влюбленных в своё дело на  липецкой земле  достойны памяти и уважения имена Сталя Анатольевича Шмакова, Олега Анатольевича Казанского, Михаила Борисовича Раковского, Вячеслава Александровича Котельникова. Все эти выдающиеся теоретики  и педагоги-практики и сформировали  бесценный «липецкий педагогический опыт». К нему мы - современные педагоги обращаем свое пристальное внимание.




Сталь Анатольевич Шмаков - педагог, публицист, поэт, организатор, бард, признанный авторитет среди педагогической общественности ближнего и дальнего зарубежья. Его отличали удивительная творческая энергия, аналитический ум и потрясащее жизнелюбие. С.А. Шмаков родился 17 января 1931 года в г. Новосибирске, в семье служащих. Окончил факультеты русского языка и литературы (1948-1950), историко-психологический (1950-1952) Новосибирского государственного педагогического института. После окончания вуза  попросил направить его в один из самых отдаленных районов Новосибирской области – Северный. 

Здесь он прошел ступени учителя, заведующего учебной частью, директора школы. Написал о работе в сельской школе свою первую книгу. «Мосфильм» снял о нем документальный фильм «Сельский учитель». 
С 1963 года Сталь Анатольевич успешно работал в Липецком государственном  пединституте старшим преподавателем, доцентом, профессором. В разные годы он возглавлял факультет физического воспитания и НВО, факультет по работе с иностранными студентами, кафедру теории и методики воспитательной работы. Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующий кафедрой социальной педагогики ЛГПИ. С.А. Шмаковым написано, издано более тысячи научных, научно-педагогических трудов (монографии, книги, пособия, статьи), опубликованных в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае. Его книга «Нетрадиционные праздники учащихся» заняла первое место на Международной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и большой золотой медалью. По его книгам учатся студенты университетов, педвузов, педколлеждей, работают учителя и воспитатели. За активную работу по воспитанию подрастающего поколения С.А. Шмаков был награжден сорока восемью правительственными и ведомственными наградами, в том числе медалями Чехии, Польши, ГДР, он – лауреат пяти международных, российских и областных премий в области образования и журналистики (имени П. Скороходова, Я. Корчака, В. Сухомлинского, К. Москаленко, А. Макаренко). В 1991 г. С.А.Шмакову было присвоено высокое звание "Заслуженный учитель России". Педагогические открытия - явление редкое. Сталь Анатольевич сделал несколько таких открытий, вошедших в  сокровищницу идей педагогического мастерства.





Олег Анатольевич Казанский (31.08.1946–5.10.1996) профессор, кандидат педагогических наук, проректор по научной работе и заведующий лабораторией Творческой педагогики Липецкого государственного педагогического института. Талантливый педагог, писатель-интеллектуал, харизматическая личность, неординарный и вдумчивый исследователь. Интересный оратор, известный далеко за пределами области, прекрасный организатор, необыкновенно творческий человек.

В 1967 году Олег Анатольевич окончил Новосибирский государственный педагогический институт по специальности «Русский язык, литература и история». В студенческие годы работал вожатым в школе, в пионерских лагерях области, во Всесоюзных лагерях «Артек» и «Орленок». В 1976 - 1977 годах – старший преподаватель и заместитель декана историко-педагогического факультета Новосибирского педагогического института.

В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Художественные потребности старшеклассников сельских школ». В Новосибирском педагогическом институте им были организованы пользовавшиеся большим успехом у студентов эстетический клуб «Пятница», студенческий театр «Контуры», «музыкально-поэтические среды», агитбригада.

С сентября 1977 года работал старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии, затем доцентом и деканом художественно - графического факультета в Липецком государственном педагогическом институте.

Наиболее интересные начинания О.А. Казанского в г. Липецке – общегородской киноклуб «Восхождение», студенческий клуб «Точка зрения», психолого-педагогические тренинги, авторские семинары по педагогическому общению, организационно-деятельностные игры. Он – постоянный участник Всероссийских Макаренковских чтений. Проводил большую работу по воспитанию молодёжи в системе педагогических отрядов во Всероссийских лагерях «Океан», «Артек», «Орлёнок». В 90-х годах в консерватории города Алма-Ата при активном участии Олега Анатольевича был открыт факультет менеджеров в сфере культуры. Олег Анатольевич Казанский активно участвовал в работе Липецкого областного педагогического общества, руководил секциями «Педагогическое наследие А. С. Макаренко», «Эстетическое воспитание школьников», был лектором общества «Знание», автором и руководителем семинара «Школа общения». Олег Анатольевич  вёл практическую педагогическую деятельность и на базе  гимназии №12 города Липецка. Эту школу окончил его сын Денис - известный российский тележурналист.  На кафедре гуманитарных наук гимназии №12 продолжает работать  супруга Олега  Анатольевича –  талантливый педагог  Людмила Васильевна Павловская.

Научная проблема, которой посвящены труды  Олега Анатольевича Казанского– это эстетическое, интеллектуальное и духовно-нравственное воспитание молодого поколения.

Вдохновенные лекции О.А. Казанского помнят многочисленные благодарные аудитории Ленинграда, Новосибирска, Владивостока, Перми, Рязани, Воронежа, Березняков и многих других городов.

С декабря 1986 года он - заведующий кафедрой теории и истории педагогики, с 1992 года доцент кафедры профессиональной подготовки учителя иноязычной культуры.. В 1996 получил ученое звание профессора и создал авторскую лабораторию творческой педагогики при ЛГПУ.

Идеи и традиции, привнесённые в педагогический процесс О.А. Казанским, сохраняются и развиваются его учениками.

Книги О.А. Казанского: «Очерки практической педагогики», «Культура педагогического общения», «Игры в самих себя», «Педагогика как любовь».

Он помог нам стать учителями, которые могут ответить на сакраментальный вопрос - "Где Ваша педагогика?" - словами: "Мы черпаем ее из звездного неба". А если когда-нибудь нас неожиданно спросят: "А где же это звездное небо?", - с гордостью ответим: "Оно - в нас!".

 

Олег Анатольевич Казанский

Талантливый педагог, публицист, автор прекрасных книг, любимец молодёжи, неординарная личность, О.А. Казанский на протяжении многих лет являлся одним из самых авторитетных преподавателей Липецкого государственного педагогического университета. С.А. Шмаков писал о нем следующее:

…Выпускник Новосибирского педвуза, О.А. Казанский начал свою карьеру учителем, затем завучем далекой сибирской сельской школы. Затем окончил аспирантуру у крупнейшего ученого академика Ю.В. Шарова, после чего работал преподавателем на его кафедре, был заместителем декана историко-педагогического факультета НГПИ. С 1977 года Олег Анатольевич работал в ЛГПИ – доцентом на кафедре педагогики, затем деканом художественно-графического факультета, заведующим кафедрой педагогики, проректором по научной работе. Вскоре был избран на должность профессора. Таков его послужной список…

Олег Анатольевич уже на школьной скамье был личностью. Я полагаю, личность – это тот, кто выражает свою неповторимость, когда действует, отдает, создает нечто полезное в духовном или материальном плане. У Олега Казанского возможности самореализоваться были огромны: книги, аспиранты, клубные объединения как вечная сфера творчества талантливого педагога, нестандартного ученого, незаурядного человека.

Россия – счастливая страна, потому что она богата талантами. Олег Анатольевич был человеком полифоничным. В этом – феномен его педагогического темперамента. Он очень любил поэзию, понимая ее как творчество в широком смысле слова, а культуру понимал как духовную терапию. Он великолепно разбирался в киноискусстве и много лет вел киноклубы в кинотеатрах «Космос» и «Октябрь». Он был одним из редких в стране игротехников, и потому его часто приглашали в различные города для проведения деловых игр. Он придумывал и ставил игровые спектакли, организовывал агитбригады, где игра была как бы образом жизни студентов и школьников, их энергетикой.

Он понимал педагогику как выращивание, а воспитание – как создание возможностей для воспитанности. Отсюда его выход на педагогику любви. Он говорил мне недавно: «Дети должны знать, что они любимы, что они нужны и интересны». Именно об этом была его последняя книга «Педагогика как любовь».

Каждому творческому человеку мало реальности – у него есть скрытый от других внутренний мир. Олег Анатольевич, пожалуй, был весь нараспашку – и в доброте, и в противоречиях, и в ошибках. Он был очень публичным человеком. Он любил разные аудитории – школьные, студенческие, зрительские. Может быть, я ошибаюсь, но ему был важен не успех, ему было важно успеть. И он многое успел – и в сельской школе, и в российском лагере «Орленок», и в двух педвузах. А сколько еще мог бы успеть…

Человек яркой индивидуальности, О.А. Казанский ушел из жизни очень рано, и это драма нашего времени, толкающего человека к уходу гораздо раньше, чем дано природой и определено судьбой. Невероятно жаль…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Сталь Шмаков






В марте-апреле 2008 года в г. Липецке состоялась Интернет-конференция "Общественное участие в управлении образованием". По материалам конференции был издан сборник, в который вошли статьи представителей различных образовательных учреждений и организаций г. Липецка - Департамента образования, педагогов, членов Ассамблеи родительской общественности, Ассоциации молодых учителей, домов детского творчества и др. В сборнике представлена статья заведующей кафедрой ГН гимназии №12 Чупрына Н.В. "Социальное партнерство как залог успеха" (стр. 39).